ОСТРОВНОЙ ЧЕЛОВЕК
.....Примером использования СЗ в качестве терапевтического средства является случай с одним студентом. Молодой человек заявил, что натура у него не слишком тонкая и что родители у него такие же.
Когда мы проводили сессию СЗ, он все еще жил с родителями и рассказывал об этом равнодушно бесцветным голосом. Но в конце сессии он признал, что проблемы дома есть. Вот его рассказ:
"Я видел группу людей на пляже. Они что-то готовили на костре, наверное, рыбу. Я не столько интересовался пищей, сколько людьми и местом.
Мы были на острове, не очень большом. Подняв голову, я увидел холмы на острове позади нас. У меня было чувство, что я могу обойти островок за короткое время.
Мы были в очень яркой цветной одежде, сделанной из похожего на бумагу материала. Когда люди ходили вокруг, их юбки шуршали, как полоски бумаги. Одежда контрастировала с сочной зеленью деревьев и ярко-красными цветами.
В следующей сценке я с некоторыми из этих людей бегал по мелководьям, мы собирали рыбу, попавшую в ловушки при отливе. Мы были счастливы. Н^. острове было множество вкусных и сытных фруктов.
Среди людей царил племенной дух. Не было ощущения, что кто-либо мои отец или мать, мы все были единое целое. Поразительно то, что я не мог сказать: мужчина я или женщина. Я был просто молодым.
Был человек, с которым я имел близкие отношения. Это был старик, добрый, с большим животом и черными курчавыми волосами. Он был пристанью в моей жизни. Я помню, как мы сидели и толковали с ним на пляже, и было очень уютно, но не помню, о чем мы говорили".
Меня заинтересовало то, что в видении студент жил на острове и не взрослел. Это представлялось определенным отражением его жизни, в которой его родителей беспокоило, что их сын бывает "вне гнезда" и занимается непонятными им делами. Он изложил их позицию так: "Они всегда стараются затащить меня назад, в болото", что на его языке означало попытки родителей удержать его дома, как малого ребенка.
Старик в племени, с которым студент был близок, не являлся его отцом: студент не слишком уважал отца. Это не мог быть и дед, так как оба деда умерли до его рождения. Молодой человек заключил, что старик на пляже был добрым полицейским общины, к которой принадлежала его семья. Полицейский был другом его детства.
Единственная сессия помогла этому пациенту осознать проблемы своей жизни. — ерез СЗ мы вместе с ним добрались до сути дилеммы.
Он несколько раз беседовал со мной о значении символического видения и решился оставить отчий дом и жить самостоятельно. СЗ
КАК ИНСТРУМЕНТ ОБУЧЕНИЯ
Как профессор психологии я убедился, что СЗ является эффективным средством демонстрации бессознательных умственных процессов моим студентам. Демонстрации не ставили цели воссоединения с умершими родственниками или анализа бессознательных эмоций студентов. Они должны были лишь показать, что бессознательный ум активен, даже когда думают, что это не так.
Я часто проводил групповые (до сорока человек одновременно) "смотрения в зеркало". Такие демонстрации в классе всегда начинались со скептицизма. Но затем студенты, буквально задыхаясь, рассказывали о том, что видели в отражающей поверхности. Они поражались тому, что сделали и видели. Один студент сказал, что "это напоминает видик". Другая студентка удивлялась, что ее воспоминания выглядят как "трехразмерное кино".
Эти групповые СЗ всегда пробуждали в студентах удивление, которое тонизировало их весь семестр. Я привык к мистериям СЗ, однако некоторые из этих сессий удивили и меня, напомнив еще раз, сколь много предстоит узнать о бессознательном уме.
Во время одной групповой демонстрации я наблюдал, как один из студентов глубоко дышал, чтобы расслабиться. По мере того как он вглядывался в зеркало, его глаза расширялись. Позже он рассказал мне, что увидел:
"Я старался принудить видение прийти. Затем я расслабился, и мне стало все равно. Как только это произошло, я вдруг ощутил некоторое преобразование, будто я повернулся на сто восемьдесят градусов, сижу в зеркале и уставился туда, где я же сижу. Я был ошарашен, но я был там, в зеркале.
Затем пришло видение. Я помню поле, заполненное ковбоями и индейцами. Я видел раскраску в цвета войны и цветные одежды. В этой сцене индейцы и ковбои скакали по равнине вокруг меня. Я действительно был "в сцене".
Пришли ли эти образы с американского Запада? Они не были чудесами для увидевшего их. "Ковбойская культура" Старого Запада преследовала его с детства. Все его детские воспоминания вполне совместимы с собственным образом в ковбойской шляпе или с револьвером на поясе.
В тупик его поставило то, что видение было реальнее, чем сны, и доставляло большее удовольствие. "Я бодрствовал и находился в центре событий, — говорил он. — Сны не идут с этим ни в какое сравнение".
Были и другие удивительные события. Однажды семь студентов в разных местах классной комнаты описали одно и то же событие. Почему семеро из тридцати увидели человека в тюрбане, я не могу понять. В другой раз два студента, сидящие за разными столами, увидели в своих зеркалах танцора балета. Был случай, когда студент видел воспаленный зуб. Когда он рассказал об этом классу, сидевшая рядом с ним студентка вздохнула и сказала, что ей утром удалили инфицированный зуб.
Ни в одном из этих случаев не было подсказок или предварительных обсуждений, которые могли бы навести на такие видения.
Значение этих демонстраций в том, что они показывают студентам-психологам и другим людям, что бессознательное — не абстракция, а действительный уровень человеческого ума, содержащий глубинные мысли. Научив студентов СЗ, я сумел привести их к пониманию этой трудной концепции. Как сказал один из них: "До сих пор я не знал, откуда приходят эти образы. Я всегда знал, что бессознательные образы не подделка. Но теперь я знаю, сколь они реальны".
РЕКА ЗНАНИЯ
Уильям Джеймс назвал подсознательный разум "рекой, всегда текущей через сознательные часы бодрствования человека". От этого определения захватывает дух, когда понимаешь, как мало мы знаем о содержании этой реки. Возможно, именно СЗ, с его способностью прикоснуться к этой невидимой реке знаний, позволит сделать зримыми наши сокровенные мысли и напрочь забытые воспоминания. Если это taK, тогда СЗ может стать инструментом психологического обследования, который существенно сократит время, затрачиваемое пациентом на такой анализ.