Библейская символическая фигура братоубийцы, который совершил свое преступление, будучи недоволен пренебрежительным отношением к его дарам со стороны Творца; он убил своего брата Авеля, чьи жертвоприношения принимались «с благосклонностью» (хотя в Первой книге Моисея – Бытие – причина этой различной оценки жертвенных даров не объясняется).
Братоубийство среди сыновей Адама и Евы в средневековом искусстве часто понималось как некий прообраз, причем Каин рассматривался как прототип еврейского народа, убившего Спасителя (невзирая на тот факт, что тот тоже был евреем). Напротив, Авель в качестве невинной жертвы рассматривался как прототип Христа, «доброго пастыря». Каин должен был стать «изгнанником и скитальцем на земле» (см.Агасфер), однако его нельзя было убить из мести, так как его защищал «знак», данный ему Богом («Каинова печать»), и на «востоке от Эдема» он становится прародителем людей созидателей, например Тувалкаина, который был первым «ковачом всех орудий из меди и железа» (Быт 4:22).
Чуждый христианскому пониманию символический миф содержится в гностическом тексте «Аайнопись Иоанна» (находка в Наг-Хаммади). Согласно ему, Адам произвел двух персонажей – Яхве медвежье лицо и Элохима кошачье лицо. «Это те, кого люди из поколения в поколение называют Каином и Авелем». Их имена являются божьими именами Ветхого завета, причем Элохим означает праведный, Яхве – неправедный. Они управляют четырьмя элементами материи: Элохим – огнем и ветром, Яхве – водой и землей. Лишь потомки сына Адама Сифа станут спасенными человечеством, почему гностики этого направления назывались также «сифианами». Каин рассматривается как «Медвежье лицо Яхве», как властитель над более тяжелыми, более оскверненными элементами. В таинственном народно-ведовском культе «Дианы»; согласно Леланду, в прошлом столетии не знающий покоя Каин должен был даже подвергаться заклинанию: «Я заклинаю тебя, о Каин, ты, который никогда не найдет покоя и умиротворения, пока не освободишься от Луны, которая является твоей темницей, я умоляю тебя, позволь мне узнать мою судьбу». (Каин, по-видимому, представлялся здесь как «человек Луны».)
Источники: Бидерманн Г. Энциклопедия символов: Пер. с нем./Общ. Ред. и предисл. Свенцицкой И.С. – М.: Республика, 1996.